Изменения законодательства в долевом строительстве
Согласно очередному этапу постепенного перехода от долевого финансирования строительства к проектному финансированию и кредитованию застройщиков с 01 июля 2018 года начинают действовать новые правила в сфере долевого строительства, введение которых является следующим шагом в процессе отмены долевого строительства в России, который реализуется правительством РФ.
Специалисты компании ООО "Департамент Инноваций Северо-Запада" проанализировали основные нововведения и изменения законодательства в этой сфере применительно, как к дольщикам, так и к застройщикам.
В статье вы найдете основные, значимо важные изменения законов в сфере долевого строительства с пояснениями и анализом их выгод и преимуществ для участников этого рынка, и сможете понять основные направления политики государства в сфере строительства жилья.
Мы рассмотрим такие вопросы, как:
- когда будет отменена долевая схема финансирования строительства жилья;
- отличия и особенности новой проектной схемы финансирования строительства жилья;
- станет ли безопаснее участие граждан в долевом строительстве;
- уменьшаться ли риски для дольщиков;
- как будут защищены интересы дольщиков от недобросовестных застройщиков;
- станет ли жилье доступнее;
- какие новые механизмы покупки жилья станут доступны гражданам;
- как нововведения повлияют на стоимость жилья и темпы строительства;
- как изменятся источники финансирования при строительстве;
- новые требования к застройщикам;
- контроль за расходованием денежных средств застройщиками;
Цели и причины отказа от долевого строительства
С начала 2017 года правительством активно взят курс на поэтапное реформирование института долевого строительства и перехода на проектное финансирование строительства жилья. Большинство этих изменений было введено законом №218-ФЗ от 29 июля 2017 года, который внес существенный поправки в закон №214-ФЗ.Программа отказа от долевого строительства
Программу реализации поэтапного отказа от долевого строительства Правительство РФ представило на своем официальном сайте в виде "Плана поэтапного замещения средств граждан, привлекаемых для создания многоквартирных домов и других объектов недвижимости, банковским кредитованием" по постепенному переходу от долевого финансирования строительства жилья к проектному финансированию с кредитованием застройщиков через банки и с использованием специальных счетов эскроу - специального банковского счета для учета и блокирования денежных средств, полученных от покупателя.Этапы перехода на проектное финансирование
Представленный Правительством РФ план мероприятий по переходу на проектное финансирование строительства жилья предусматривает реализацию три основных этапа:- подготовительный этап, до 30 июня 2018 года, состоящий в подготовке и создании нормативно-правовой базы для перехода к новой целевой модели финансирования строительства жилья;
- переходный этап, с 01 июля 2018 года по 30 июля 2019 года, когда можно будет заключать договора с застройщиками как с использованием нового механизма счетов эскроу или специальных счетов, так и с использованием старого механизма привлечением денежных средств граждан по договорам участия в долевом строительстве, напрямую с застройщиком, с использованием существующих механизмов защиты прав дольщиков, которые были расширены в №218-ФЗ;
- завершающий этап, с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года, при котором будет существен окончательный переход к 2020 году на новую схему проектного финансирования строительства с заключение всех договоров участия граждан в строительстве с использованием механизма счетов эскроу или специальных счетов. С завершением этого этапа долевое строительство, как старый механизм финансирования застройщика, станет уже невозможным.
Новая схема финансирования строительства
Принципиальная разница между, существующим финансированием долевого строительства и, предлагаемым новым, проектным финансированием состоит в том, что в отличии от долевого финансирования, при проектном финансировании происходит распределение рисков между банком, застройщиком и будущим собственником. А при текущей схеме долевого финансирования распределение рисков строительства происходит только между застройщиком и дольщиком, что, безусловно, сулит больше опасностей для простых граждан, выступающих в качестве дольщиков, при несоблюдении застройщиком своих обязательств.Минусы долевого строительства
Существующая уже много схема долевого финансирования строительства имеет много плюсов, такие как низкие цены на жилье для дольщиков, выгодное и беспроцентное финансирование строительства на всех этапах для застройщиков, возможность для граждан и организаций инвестиции сбережений в долевое строительство и в недвижимость.Однако, в текущей схеме долевого финансирования, дольщик, зачастую непредсказуемо, рискует и может безвозвратно потерять внесенные на постройку жилья средства, если компания застройщик окажется недобросовестным и не выполнит обязательств по договору долевого строительства. К этому, так же, нужно добавить, что у застройщиков в такой долевой схеме финансирования и при существовавших законах было не мало способов и механизмов ухода от ответственности пред дольщиками. В итоге, по официальным данным Минстроя в России на 1 июля 2017 года насчитывалось более 46 тысяч обманутых дольщиков, а по неофициальной статистике таких дольщиков более 122 тысяч. Это не только те, кто полностью потерял деньги и не получил квартиры, но и те дольщики, которые не получили разного рода компенсаций за задержку строительства и другие, невыполненные застройщиками условий договора. Поэтому, не смотря на некоторый плюсы долевого финансирования строительства, правительство приступило к реализации программы по отказу от него в пользу проектного финансирования.
Плюсы и минусы проектного финансирования
В новом механизме финансировании строительства теперь будет принимать участие банк, который будет выступать в качестве контролера и, частично, финансиста строительства. Когда новая схема будет полностью реализована к 31 декабря 2020 года, то на рынке недвижимости будут уже представлены только готовые квартиры, которые покупатель сможет приобрести и сразу оформить право собственности. Иными словами, покупатель жилья уже не будет нести риски процесса строительства в виде задержки сроков, изменения цены, ожидания сдачи, банкротства и недобросовестности застройщика. Теперь эти риски будет нести сам застройщик и частично банк, который будет финансировать строительство. Такой подход вернет справедливость, ибо риски должен нести тот, кто получает доход, т.е. застройщик и банк. Покупатель же недвижимости будет теперь гарантирован в получении жилья и лишен всех рисков, характерных для дольщиков. Соответственно, понятие "обманутые дольщики" будет ликвидировано как класс. Однако, здесь нужно понимать, что в общем, такое, гарантированное, без рисков приобретение жилья выйдет не бесплатными для будущего покупателя.Влияние проектного финансирования на рынок жилья и цены
Если рассмотреть ситуацию с точки зрения привлекательности рынка жилья для целей спекуляции и инвестирования в недвижимость, то при новом, проектном механизме финансирования на рынок для покупки будут попадать только готовые квартиры, и поэтому уже не будет возможности, спекулятивного заработка на росте цен на недвижимость в процессе строительства. Например, раньше, при долевом строительстве стоимость квартиры к моменту сдачи дома вырастала на 30%-100% от стадии котлована, что обеспечивало инвестиционную привлекательность рынка недвижимости для граждан.Однако, в отличие от чистой спекуляции, при введении новой схемы финансирования, останется покупка недвижимости для сдачи в аренду. Но при этом виде инвестирования рентабельность, скорее всего, уменьшиться, т.к. жилье будет постепенно дорожать, а цены на аренду не будут расти из-за насыщенности предложения на этом рынке. Поэтому, если раньше квартира при сдаче аренду окупалась за 10-15 лет, то теперь окупаемость такого бизнеса будет в 2-3 раза ниже и начнет приближаться к уровню окупаемости в развитых странах.
Станет ли жилье дороже при введении проектного финансирования? Безусловно, такая вероятность есть и немалая. Ведь теперь застройщикам станут недоступны беспроцентные деньги, как раньше, от дольщиков, и они будут вынуждены кредитоваться у банков, что скажется и на цене на жилье. Однако, нужно не забывать, что цена в первую очередь определяется спросом. Поэтому спрос на квартиры и экономическая ситуация в целом будут влиять на цену в большей степени, чем другие факторы. Но все же необходимость обслуживания застройщиками кредитов на строительство тоже внесет свой вклад в рост цены на жилье, но значимость и размер этого вклада уже будут вторичными, после общей экономической ситуации. А учитывая низкие темпы экономического роста с одной стороны и снижение ключевой ставки ЦБ РФ с другой стороны можно предположить, что рост цен на жилье если и будет, то сбалансированным по спросу и предложению.
Еще один фактором стабилизации цен на жилье будет общее насыщение рынка недвижимости, т.к. переход на проектное финансирование будет растянут на несколько лет (до 2020 года) и будет поэтапным, с возможностью использования в переходный период старой схемы долевого финансирования с одновременным ужесточением требований к застройщикам. Это позволит осуществить переход к проектному финансированию мягко, без резких изменений цен на недвижимость.
Так же, переход к новой схеме финансирования строительства приведет к тому, что мелкие, экономически не эффективные застройщики с отсутствием собственных средств финансирования вынуждены будут уйти с этого рынка. Поэтому на рынке строительства останутся крупные, финансово устойчивые компании, использующие собственные средства для финансирования строительства и имеющие много направлений в строительном бизнесе. Соответственно, за счет ухода с рынка мелких и средних застройщиков можно вполне оправдано ожидать снижение объемов строительства, что так же ожидаемо приведет к росту цен на жилую недвижимость.
Изменение законов о долевом строительстве
Основным законом, регулирующим отношения участников долевого строительства, является Федеральный закон от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Этот закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства. Однако, за время своего действия данный №214-ФЗ закон менялся и дополнялся уже более 16 раз другими законами и поправками, вызывая при каждом изменении, как критику со стороны застройщиков, так и одобрения со стороны дольщиков. Основное направление всех изменений данного закона было направлено в основном на защиту дольщиков от недобросовестных действий застройщиков, ужесточения требований к застройщикам и повышения контроля за ходом строительства и расходованием денежных средств.Одно из последних и горячо обсуждаемых и значимых изменений в этот закон №214-ФЗ "О долевом строительстве..." было сделано с принятием правительством нового федерального закона от 29 июля 2017 года №218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Этот новый закон №218-ФЗ:
- определил создание в Российской Федерацией публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства, средства которых привлекаются для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) жилых домов. Теперь, согласно этого закона, застройщики будут отчислять в этот специализированный компенсационный фонд 1,2 % от стоимости каждого заключенного договора долевого строительства. Денежные средства этого фонда пойдут на достройку проблемных объектов или на выплату денежной компенсации обманутым дольщикам. Обязательные отчисления в компенсационный фонд заменили ранее существовавшие способы обеспечения обязательств застройщика в виде обязательного поручительства банка или обязательного страхования гражданской ответственности. 20 октября 2017 года публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» начала свою работу.
- Так же, данный закон внес существенные изменения и дополнения в №214-ФЗ "О долевом строительстве...", которые вступают в силу с 01 января 2018 года и 01 июля 2018 года. Многие из этих поправок носят совершенно новый характер и предназначены, чтобы ужесточить требования к застройщикам, к процессу строительства, и главное, к механизму использования денежных средств граждан дольщиков. Однако большинство изменений коснутся лишь новостроек, разрешение на строительство которых получено после 01 июля 2018 года.
- жилищно-строительные кооперативы (ЖСК);
- жилищно-накопительные кооперативы (ЖНК);
- строительство жилья по предварительным договорам купли-продажи квартир;
Новые требования к застройщикам
- застройщиком может быть только, специализирующаяся на строительстве жилья, корпоративно коммерческой организацией (ООО или ПАО);
- застройщик должен иметь более чем 3х летний опыт работы на рынке строительства жилья и сдать в эксплуатацию за время своей работы более 10 тысяч квадратных метров жилья в многоквартирных домах;
- застройщик должен удовлетворять специальным требованиям к уставному капиталу, которые определяются площадью застраиваемых им объектов;
- застройщик должен сам инвестировать не менее 10% своего капитала в свои строящиеся объекты;
- застройщик должен иметь остаток денежных средств на своих счетах не менее 10% от проектной стоимости своих строительных проектов;
- расходы на собственное содержание застройщика не должны превышать 10% от проектов застройщика;
- расходы по обязательствам застройщика, не связанные со строительством, не должны превышать более 1% от стоимости его проектов;
- совокупные авансовые платежи застройщика не должны превращать 30% от стоимости его проектов;
- застройщикам запрещено создавать дочерние организации;
- застройщик не может привлекать кредиты и займы, за исключением целевых, сам он также не может предоставлять займы или ссуды. Однако компаниям, созданным под конкретный проект, все же разрешается кредитоваться у головной структуры своего строительного холдинга;
- руководство и учредители таких строительных компаний не должны иметь в прошлом каких-либо связей с экономическими преступлениями и банкротством компаний;
- отчетность и экономические результаты деятельности таких компаний должны быть публичными и представлены в том числе в Единой информационной системе жилищного строительства, которая консолидирует данные по всему строительству в России. Напомним, что с 1 января 2018 года на основании требований статьи 23.3 Федерального закона №214-ФЗ застройщики обязаны размещать в Единой информационной системе жилищного строительства всю коммерческую и проектную документацию по строительству и жилья и их деятельности;
- для застройщиков будет действовать правило один строительный проект – одно юридическое лицо;
- застройщики могут привлекать деньги на счет одного юридического лица застройщика, если дома строятся по одному градостроительному плану или проекту планировки;
- застройщик не сможет осуществлять деятельность, не связанную с привлечением денежных средств дольщиков и строительством соответствующего объекта.
- застройщик будет обязан осуществлять отчисления в специализированный компенсационный фонд ("Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства") в размере 1,2 % от стоимости каждого договора долевого строительства;
- застройщик может открывать счет только в уполномоченном банке и разрешается иметь только один расчетный счет;
- все участники строительства одного проекта должны иметь счета в одном и том же банке;
- по каждому платежу застройщика банком будет осуществляться специальный банковский контроль, т.е. уполномоченные банки будут выполнять надзорные функции;
- с 01 июля 2019 года ожидается полный переход на использование счетов эскроу и/или специальных счетов
Комментариев 0